воскресенье, мая 29, 2011

Как Британия сделала свои дороги самыми безопасными

Великобритания может по праву гордиться тем, что ее дороги входят в число самых безопасных в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на 100 тысяч жителей Соединенного Королевства приходится 5,4 погибших в ДТП за год. По словам Майка Пеннинга, заместителя министра транспорта страны, курирующего вопросы безопасности на дорогах, за последние 20 лет смертность в результате ДТП в Великобритании уменьшилось более чем вдвое.

Сейчас в Британии около 34 млн машин, то есть в среднем по автомобилю на каждую пару жителей. Каким же образом в стране умудряются добиться относительно мирного сосуществования человека и его "железного коня"?

"В день, когда мне исполнилось 17 лет, – рассказывает Бен, – родители подарили мне уроки вождения". Полгода он осваивал премудрости водительского искусства – по одному уроку с инструктором каждую неделю. "Сдал экзамен с первого раза, – хвастает Бен. – Однако уроки вождения продолжились. Теперь уже по схеме Pass Plus". Этот курс предлагается водителям, сдавшим стандартный тест. Дело в том, что во время подготовки к обычному экзамену ученикам нельзя выезжать на скоростные автотрассы.

Помочь освоить азы вождения на таких автомагистралях, а также улучшить многие другие полезные навыки и помогают уроки Pass Plus. Кстати, страховка для тех, кто прошел этот курс, будет дешевле примерно на 20%. Однако и на этом штурм вершин искусства вождения для Бена не закончился. Он, по настоянию отца-пожарного, стал в 18 лет одним из самых молодых членов Института водительского мастерства (Institute of Advanced Motorists).

Эта благотворительная организация существует с 1956 года. Членство в Институте предполагает не только обучение, но и работу в дальнейшем в качестве добровольцев, которые помогают водителям определить, какие навыки им нужно развить или улучшить.

Институт предлагает курс вождения на уровне, который требуется от сотрудников полиции. Для рядовых граждан сдача экзамена такого уровня может снизить выплаты страхового полиса на треть. Но самое главное – сдача экзамена, предлагаемого этой организацией, улучшает безопасность на дорогах. За 10 лет за рулем Бен ни разу не попадал в опасные ситуации.

По словам представителя Института водительского мастерства Нила Грейга, ежегодно сертификаты этой организации получают около 5 тысяч человек.

К слову сказать, в Британии существуют сотни благотворительных организаций, подобных этой. Некоторые специализируются на оказании помощи пострадавшим в автокатастрофах; другие – на улучшении осведомленности пользователей автодорог и на предупреждение ДТП.

В Великобритании нет специальной дорожной полиции по образцу советской ГАИ или российской ГИБДД. Обычные наряды полиции занимаются как ДТП, так и контролем скоростного режима.

"Притормозить" слишком быстрых водителей полиции помогают камеры видеонаблюдения, установленные обычно на опасных участках дорог. Впервые эти безмолвные "полицейские" в виде ярко-желтых коробок с глазком появились на британских дорогах в 1992 году. С тех пор их число перевалило за 6 тысяч, а общий размер штрафов, которыми камеры исправно наказывают водителей, превысивших скорость, зашкалил за 100 млн фунтов стерлингов (150 млн долларов) в год.

Многие водители считают, что камеры не приводят к снижению числа ДТП, а служат источником легких доходов для властей. Однако благотворительные организации, ведущие образовательную работу по безопасности движения – такие как Brake ("Тормоз") – с этим не согласны. Джулия Таунсенд, заместитель главы Brake, приводит результаты исследования, проведенного Университетским колледжем Лондона в 2004 году. По данным ученых, изучавших последствия установки 4 тысяч камер за трехлетний срок, показатели смертности и серьезных увечий в результате ДТП уменьшились на 42%.

Еще одна тема, близкая сердцу любого британского водителя, – система штрафных очков. Ее главная цель – выявить повторных нарушителей. Очки сохраняются в послужном списке водителя четыре года. А если водитель был нетрезв либо находился под воздействием наркотиков, то – в течение 11 лет. Если за три года у вас накопилось 12 штрафных очков, суд может лишить вас права управлять автомобилем.

В 1995 году был введен новый закон, который ужесточил требования к неопытным водителям. Если в первые два года после получения водительских прав вы заработали 6 штрафных очков, права у вас заберут и заставят заново пройти процедуру их получения.

По мнению русскоязычного автоинструктора Романа Максимова, обязательность выполнения дорожного законодательства и гибкая система наказания для тех, кто его нарушает, во многом объясняют достаточно благополучную ситуацию на британских дорогах.

И еще один важный момент: для британских судов все водители равны. Даже если вы знаменитость, вождение с "под воздействием" приведет вас за решетку.

Добавьте к этому продуманность всей системы автомагистралей, наглядную и информативную разметку на дорогах, а также жесткий контроль за качеством техосмотра и продвинутые решения инженеров, добавляющих все больше механизмов и деталей, обеспечивающих безопасность пассажиров, – и станет понятно, почему дороги Британии считаются одними из самых безопасных в мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий